25.09.2024
Консультация
для законных представителей обучающихся 1-4-х классов
«Информирование родителей об организации
и целях оказания коррекционно-педагогической помощи в ПКПП»
ПКПП – это одна из форм организации коррекционно-педагогической помощи детям. Роль и значение пункта коррекционно-педагогической помощи возрастает из года в год, так как количество детей с нарушениями речи увеличивается.
Цели и задачи ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ:
- Основная цель пункта коррекционно-педагогической помощи:
- оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Задачи ПКПП:
- изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению содержания образовательной программы дошкольного образования;
- предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития;
- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов;
- повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов; формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
- профилактика нарушений письменной речи.
Учитель-дефектолог пункта совместно с законными представителями помогают школьникам подготовится к школе, ведь формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.
Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой обучающихся.
Обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится учителем-дефектологом в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Продолжительность групповых занятий для воспитанников
составляет:
- группа -25-45 минут;
- подгруппа -25-45 минут;
- индивид.зан. – 15-30 минут.
Общий успех коррекционного обучения в условиях коррекционного пункта определяет совместная работа учителя-дефектолога и законных представителей, которые становятся полноправными участниками учебного процесса.
Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
В пункте коррекционно-педагогической помощи создана необходимая адаптивная образовательная среда, обеспечивающая качественную индивидуально-ориентированную помощь обучающимся.
Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи в пункте проводятся в отдельном помещении, пространство которого организованно с учетом потребностей учащихся и условно разделено на функциональные зоны: учебную, игровую, сенсорную; зону развития мелкой моторики; зону развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
Кабинет учителя-дефектолога оснащен всем необходимым для успешной коррекционно-педагогической работы: учебными и методическими пособиями, методической литературой, дидактическими играми и пособиями как приобретенными, так и изготовленными учителем-дефектологом самостоятельно, наглядным материалом по обследованию и развитию речи детей, материалом для развития фонематического слуха и мелкой моторики, ноутбуком.
23.10.2024
Консультация
для законных представителей обучающихся 1-4-х классов
«Профилактика речевых нарушений. Как развить речь ребенка?»
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
В последнее время актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количест4ва детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у школьников, логопедов и учителей начальных классов учреждений не специального типа.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:
- создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;
- заботу о сохранности его речевых органов;
- создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.
Что рекомендуют специалисты?
- Предупреждение ушибов головы.
- Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Охрана артикуляционных органов:
- предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
- предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
- своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.
Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.
Очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопеда.
Как развить речь ребенка?
Человек всю жизнь совершенствует свою речь , овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Поэтому, на протяжении нескольких лет, работаю по проблеме «Развитие речи младших школьников».
Цель моей работы состоит в повышении качества работы по развитию речи учащихся начальных классов, придании ей систематичности и последовательности, а также большей результативности по сравнению с традиционной программой по грамматике, орфографии и развитию речи для начальной школы. Основной результат обучения вижу в формировании у учащихся умения строить высказывание /устное или письменное/на заданную тему в определённом стиле или жанре: ПРАВИЛЬНО,СОДЕРЖАТЕЛЬНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ЭФФЕКТНО.
Формирование умений и навыков осуществляю на основе изучения элементов речеведческой теории. Круг речеведческих понятий охватывает все основные компоненты системы: понятия, характеризующие произносительную сторону речи /голос, дыхание, дикция, интонация, тон, темп, сила, мелодика речи и др./, лексические понятия/ слово, значение слова, многозначные слова, анонимы, синонимы и др., синтаксические / предложение, простое или сложное, порядок слов в предложении/ , текстовые / текст, виды текста, виды и средства связи предложений в тексте/. Предусматриваю постепенное усложнение материала.
Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной / звуковой/ стороной речи. Долгое время этому направлению речевой работы не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в 1 класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако у большей части моих первоклассников имеются нарушения звуковой речи : речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы, говорят стесняясь. Всё это в конечном итоге тормозит их развитию в целом.
Большое внимание в своей работе уделяю работе над словарём учащихся.
«Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли». (М.В.Львов)
Исследователи детского словаря отмечают его бедность, его основу составляет конкретная лексика, отвлечённой лексики почти нет, многие слова употребляются неправильно, не точно. В результате связные высказывания значительной части младших школьников маловыразительна, с нарушением стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением, обилие неоправданных повторов и других лексических ошибок и недочётов.
С учётом изложенного, я ставлю перед собой задачи:
Обогатить словарь учащихся, углубление понимания уже известных слов;
Развивать чувство языка, активизация словаря;
Желание говорить ярко, образно, учить коммуникативно целесообразно, в соответствии с жанром и стилем высказывания, отбирая и используя лексические средства.
Уже в период обучения грамоте у детей формируется представление о том, что слово имеет значение, о словах многозначных и однозначных, о прямом и переносном значениях слов, а также о том, что есть слова близкие по значению (синонимы) и противоположные по значению (антонимы).
Кроме того учащиеся усваивают группу «вежливых слов»: знакомятся с их происхождением, постигают секреты употребления «волшебных слов» в речи, учатся пользоваться толковым словарём.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека.
Большое внимание уделяю также и работе над словосочетанием и предложением, работе над связной речью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Итак, речевое развитие – первая предпосылка литературного творчества. Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их, учащиеся не получают конкретного задания, касающегося структуры предложения. Строя предложение, они опираются на чувства языка, на усвоенные ранее закономерности.
Учить речи насильно нельзя, учить речи успешно можно лишь тогда, когда учителю удаётся включить сложные грамматические формы языка в выполнение привлекательных для учащихся упражнений.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников.
- Деление сплошного текста на отдельные предложения.
- Деление сплошного текста на абзацы.
- Составление связного текста из данных абзацев.
- Составление связного текста из данных предложений.
- Составление связного текста из деформированных предложений.
- Свободные диктанты
- Рассказ с элементами описания.
- Выборочное выписывание из текста по заданию.
- Письменные ответы на вопросы.
- Составление краткого рассказа.
- Творческий диктант.
- Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).
- Составление текста по данному началу или по его концу.
- Редактирование текста.
- Запишите предложения, подбирая более точное слово.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее важные из них — это упражнения в связной речи — рассказы, пересказы, сочинения. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Хорошо развитая речь для каждого школьника — важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Владение связной речью — один из показателей образованности и культуры человека. Мы, учителя начальных классов, стоим у истоков речевой культуры детей. Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, обучение нормам языка и их использование в речи, совершенствование коммуникативных умений. Работа по развитию речи учащихся многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений [5]. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, оборот материала, установление логических связей, проверка орфографии — весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил. Применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Использование газетного материала на уроке русского языка повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать любовь к родному языку. Кроме того, в материалах газет, журналов отражаются события наших дней. Работа по материалам газет оказывает сильное воздействие на учащихся, заставляет их задумываться над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма. Таким образом, систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой и способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Развитие речи — необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет — русский язык. Наличие этого связывающего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.
27.11.2024
Консультация
для законных представителей учащихся 1-4-х классов
«Методические рекомендации учителя-дефектолога родителям
при выполнении домашних заданий с детьми
для закрепления произносительных навыков.»
Если ваш ребенок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
- Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
Автоматизация звуков проводится в строгой последовательности:
-автоматизируется звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
-автоматизируется звук в словах (в начале слова, середине, конце);
-автоматизируется звук в предложениях;
-автоматизируется звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;
-автоматизируется звук в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизируется звук в разговорной речи
4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
- Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
- Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
- Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
- Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
24.12.2024
Консультация
для законных представителей обучающихся 1-х классов
«Как работать дома
над развитием грамматического строя речи у детей с ОНР?»
При III уровне речевого развития лексика таких детей включает все части речи. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи, в т.ч.:
- лексические замены(плащ — пальто; халат — пижама;) катушка — нитки и т.д.);
- наблюдается неправильное образование существительных в уменьшительной форме (стул-стулик, кувшин-кувшиночка).
- трудности в образованииотносительных прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: морковиный – морковный (с продуктами питания), глинявый — глиняный (с различными материалами) и т.д.;
- трудности в образовании притяжательных прилагательных: лапа волка – «волчачья», хвост медведя – «медвежинный»;
- трудности в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: стол-«столы», дом – «домы», ухо – «ухи».
- аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных — с существительными: мама снимает чай ник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички и т.д.;
- Отмечаются стойкие трудности вобразовании малознакомых сложных слов: книжник — книголюб, пчельник — пчеловод)
- Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительныхсо значениями единичности предмета (горошка — горошина)
- Неправильное согласование в роде существительного и числительного:
два ягоды – две ягоды, две стула – два стула, две уши – два уха.
- Неправильное образование существительных, обозначающих детёнышей животных. (у козы – козлёнки, у свиньи – свинёнки).
- Неправильное употребление падежных окончаний: с гнездо – из гнезда, по дорога – по дороге, девочка идет портфель – девочка идет с портфелем, многа дома – много домов, много человека – много человек.
- Неправильное употребление предлогов, союзов: Собака уходит в своей дома – собака выходит из конуры. Корова выходит с сарая – корова выходит из сарая.
- Неправильное согласованиесуществительного с прилагательным: красивая бант.
Таким образом, лексико-грамматический строй речи у школьников с ОНР III уровня характеризуется наличием аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании, лексические замены.
Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка.
Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление
существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в
единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла –
куклы, кубик- кубики и т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен
перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом -
домик, кукла - куколка и т. д.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –
7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных
ребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
Упражнять детей в счете.
Ход игры:Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три
карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со
словосочетанимиями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными
местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.
Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —
Шарф мой и т. д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а
ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из
фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –
резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей
различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайца
чьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,
холодный)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)
Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.
Лед (что делает)- трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с
прилагательными.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,
синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,
скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,
красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.
Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Верьте в силы ребенка!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.
22.01.2025
Консультация
для законных представителей
обучающихся 1-4-х классов
«Что такое фонематический слух и как его развивать?»
Прекрасен мир звуков!
Прекрасен потому,
что жить в нем радостно
и интересно.
Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Так купайтесь в океане звуков и наслаждайтесь их прелестным разнообразием!
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и, если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух.
Вот ученик 1 класса без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме.
Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии – нарушенному произношению отдельных фонем или групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы(фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык — сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей — они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.
Чаще всего в младшем школьном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо”дом” — ”том”), звук ”р” — на ”л” и обратно (вместо ”три” — ”тли”, вместо ”корова” — ”колова”) звук ”м” на ”н” и обратно (вместо ”муха” — ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” — ”ждорово”, вместо ”здесь” — ”ждесь”) и др.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях.
«Узнай звук» - это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук.
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха.
Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
Первый уровень - узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
«Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
«Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота; «вагон- фагон-вагон-вакон-факон»; «бумага-пумага-тумага-пумака-бумака»). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Не ошибись». Ребёнку предлагается повторить похожие слова сначала по два, затем по три в названном порядке: мак-бак-так, моток-каток-поток, ток-тук-так, батон-бутон-бетон, бык-бак-бок, ком-дом-гном, нитка-ватка-ветка.
Четвертый уровень - различение слогов
«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа", на-на-па, на-но-на, ка-ка-га, па-ба-па.
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - вввв, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
«Внимательные ушки». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
26.02.2025
Консультация
для законных представителей
обучающихся 1-4-х классов
«Что такое дисграфия и как ее устранять?»
Дисграфия представляет собой уникальные недостатки письма, которые появляются из-за нарушений высших психических функций, принимающих непосредственное участие в письменной деятельности. По данным исследований, это отклонение наблюдается у 53 % второклассников и 37-39 % обучающихся в средних классах. Из этого следует вывод, что дисграфия является устойчивым нарушением.
Такое большое количество школьников с данным отклонением насчитывается из-за того, что примерно половина выпускников детского сада идут в первый класс с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи, которые не дают ребёнку полноценно освоить грамоту.
Логопеды выделяют две степени выраженности расстройства письма: дисграфию и аграфию. При дисграфии письменная речь деформируется, но выполняет свою главную функцию – общение. При аграфии человек в принципе не может овладеть навыками письма. Так как письмо очень тесно связано с чтением, люди, у которых есть дисграфия или аграфия, часто имеют ещё и нарушения чтения (дислексия, алексия).
Дисграфия у школьников характеризуется регулярными ошибками при письме с учётом того, что нет сопутствующих патологий (к примеру, плохого слуха).
Опечатки в буквах и слогах появляются из-за недоразвитого звукового анализа слов (пропуски, перестановки, вставки, повторы букв и слогов). К примеру: «снки-санки» или «кичат-кричат».
Ошибки в словах допускаются из-за неправильного вычленения из речевого потока речевых единиц и их составляющих (слитное написание слов, предлогов со словами, раздельное написание приставки со словом). Для примера: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».
Ошибки при построении предложений допускаются из-за недостаточности языкового обобщения. В результате этого ребёнок не может различить части речи, отчего в итоге нарушается структура предложений. К примеру: «гуси вышли изадвора пощли на прут».
28.05.2025
Консультация
для законных представителей обучающихся 1-4-х классов
«Собеседование по итогам коррекционно-развивающей работы.
Рекомендации родителям на летний период»
Уважаемые родители! Поздравляю Вас с окончанием учебного года! Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, общую и мелкую моторику рук. Все занятия желательно проводить в игровой форме.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика— это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5раз.
Логопедические упражнения в стихах .
Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно.
- Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт: - Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так: - Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак: - Тик-так! Тик-так!
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".
Открываем сумочку - В сумке видим трубочку.
Упражнения:
1)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;/упражнение 1
2)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону; /упражнениеНалью в чашечку котенку/упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке
Молочко язычком.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 2
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение 1
Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Упражнения: 1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба; 2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел
– Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
И т.д. упражнения смотрите в индивидуальных тетрадях.
Упражнения для речевого дыхания.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Техника выполнения упражнений - воздух набирать через нос - плечи не поднимать - выдох должен быть длительным и плавным - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) - нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Футбол - Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Бабочка - Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Шторм в стакане - Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Вырастем большими.- На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
Пилим дрова. - Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ух –ух -ух». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе
Надуй шар. -Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе. Подуй на свечку. Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Упражнения для автоматизации звуков
Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново. (смотрите индивидуальные тетради)
Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. Развитие фонематического слуха. С чего начинать? Неречевой слух Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Чудо - звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.
Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 5-6.
Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Повтори за мной слоговые дорожки: па – ба – па, та – да - та и т. д.
Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран» ? Какой 1, 2, 3, 4 ? )
Придумывание слов с определённым количеством звуков.
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. ( Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово ? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом- ком.)
Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.
Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт,…)
Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т.д.
Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.
Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.
Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось?К, О, Т – Кот.
Упражнения для развития слоговой структуры слова(слогового анализа и синтеза)
Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Определение количества слогов в слове и их последовательности (хлопками).. (Сколько слогов в слове «молоток»?Какой 1?2?3?)
Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва - голова).
Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью .., воду наливают, а соль …
Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …,
у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
- Притяжательные прилагательные
У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?
У волка - волчья, волчьи, волчий
У зайца - заячья, заячьи, заячий
У белки - беличья, беличьи, беличий
У собаки - собачья, собачьи, собачий
У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий
У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий
У лисы - лисья, лисьи, лисий
У козы - козья, козьи, козий
У коровы - коровья, коровьи, коровий
У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный
У оленя - оленья, оленьи, олений И т.п.
- Относительные прилагательные
Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
Задания: Какая? Какой? Какие?
Ручка из пластмассы - пластмассовая
Матрешка из дерева - деревянная
Сумка из кожи - кожаная
Стакан из стекла - стеклянный
Шуба из меха - меховая
Гвоздь из железа - железный
Ложка из металла - металлическая
Самолетик из бумаги - бумажный
Рубашка изо льна - льняная
Платье из шелка - шелковое
Носки из шерсти - шерстяные
Сапоги из резины - резиновые
Сироп из яблок - яблочный
Компот из клубники - клубничный
Сок из клюквы - клюквенный
Варенье из вишни – вишневое И т.п.
- «Посчитаем предметы» (Например: 1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
- « Один – много»(шар – шары, дом – дома)
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
Сочиняйте стихи, рифмы.
Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах. По каждой теме покажите ему по возможности реальный предмет, интересное видео, попробуйте вместе понять, какие у группы общие признаки, из каких деталей состоит.
- Обобщающие слова:
Задания:
а) назови одним общим словом
б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?
Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.;
Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.;
Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д..
Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.;
Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т.д.;
Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.;
Цветы: тюльпан, роза, гвоздика, одуванчик, ромашка и т.д.;
Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д.
Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.;
Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.;
Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т.д.;
Домашние животные: кошка, собака, и т.д.;
Дикие животные : волк, лиса, еж, заяц и т.д.
Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.;
Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.;
Бытовые приборы: холодильник, утюг,стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.;
Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д.
Насекомые: бабочка, кузнечик, оса, пчела и т.д.;
Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т.д.;
Времена года: зима, весна, лето, осень;
Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т.д.
2.Слова антонимы: Задание: а) скажи наоборот;
б) что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)?
Большой - маленький
Длинный - короткий
Высокий - низкий
Широкий - узкий
Толстый - тонкий
Веселый - грустный
Здоровый - больной
Чистый - грязный
Горький - сладкий
Сухой - мокрый
Прямой - кривой
Сытый - голодный
Острый - тупой
Полный - пустой
Твердый - мягкий
Новый - старый
Холодный - горячий
Светло - темно
Быстро - медленно
Мало - много
Тяжело - легко
Близко - далеко
Наиболее универсальная игра «Весѐлая поездка». Вы с ребѐнком путешествуете и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите развить подберите заранее их названия. Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов. Ребѐнка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям. Так же малыша могут заинтересовать мини викторины на станциях, например: на остановке «Одежда», можно спросить ребѐнка, как назвать одежду для лета, для осени и т. д.; на остановке Ягодно – Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т. д.
Упражнения на развитие связной речи
Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
Расспрашивайте о важных для него событиях.
Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
Обратите свое внимание на развитие логических, мыслительных процессов у ребенка, для чего учите его рассуждать, ищите совместно логические и смысловые связи в явлениях окружающего мира, не забывайте обобщать увиденное, и давайте постоянно задачки на исключение четвертого лишнего, вводить загадки, .
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.
При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:
Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже
Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.
Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития словарного запаса, умения строить фразу детей.
В собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).
организуйте питание и витаминную терапию, богатую витаминами группы А, В, кальцием, магнием и калием, это кирпичики, из которых строятся нейроны.
Активно развивайте мелкую моторику рук вместе с ребёнком:
Играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, подкидывайте постоянно раскраски и обводилки, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т.д.Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.
Занимайтесь спортом вместе с ребенком, это улучшит его и ваше здоровье, позволит развить координацию, ловкость и силу. Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!
Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями.
Приятного, яркого вам отдыха!