РУС БЕЛ ENG

Военно-патриотическое воспитание

Цель:

формирование патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по ее защите, развитие необходимых для этого способностей.

Задачи:

1. Прививать глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси.

2. Познакомить учащихся с содержанием Конституции Республики Беларусь - основным Законом государства.

3. Создать условия для:

- воспитания у школьников уважительного отношения к символам государства (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь);

- формирования чувства гордости за свою страну, ее историческое прошлое и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

- воспитания уважения к вооруженным силам Республики Беларусь и защитникам Отечества;

- формирования у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.

 

Военное образование в  Республике Беларусь

Нормативно-правовое обеспечение

Профориентационная работа

Что нужно знать учащимся о прохождении военной службы

План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

Инструктивно-методическое письмо

«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

 Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.

В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).

Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.

Руководитель ВПВ имеет право:

проводить учебные занятия по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X–XI классах учреждений общего среднего образования;

проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);

проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.);

осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).

Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка / Учебные программы факультативных занятий.

В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;

Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);

Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);

Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);

инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);

иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.

2. Планирование работы руководителя ВПВ.

Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.

Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).

К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.

Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:

  1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год
  2. 2.Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
  3. Планирование деятельности на учебный год.

Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.

При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:

мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;

взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).

3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.

При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:

массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;

групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;

индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.

В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.

Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).

Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.

С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования. 

Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);

пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;

развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;

взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;

качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).

4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:

классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;

педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;

библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;

педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;

руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;

учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;

законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;

представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:

- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;

- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.

При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:

информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);

интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;

вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;

рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;

музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;

военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;

библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;

видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;

художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;

сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).

На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.

Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).

Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).

Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.

 

«О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»

В целях дальнейшего совершенствования военно-патриотического воспитания обучающихся считаем целесообразным принять дополнительные меры по активизации соответствующего направления работы.

В Республике Беларусь создана система кадетского образования, в каждом регионе функционируют кадетские училища, имеющие богатый опыт в сфере военно-патриотического воспитания, подготовленные кадры, необходимую материально-техническую базу. Данные учреждения образования тесно взаимодействуют с учреждениям общего среднего образования (далее – УОСО) своих регионов.

Справочно: На базе ГУО «Могилевское областное кадетское училище имени Героя Советского Союза Евгения Николаенко» создан областной Центр патриотического воспитания, основными задачами которого являются:

проведение организационно-методических мероприятий в рамках сложившейся системы патриотического воспитания;

взаимодействие и координация деятельности областного Центра с учреждениями общего среднего образования Могилевской области, воинскими частями и военизированными формированиями, общественными организациями при проведении мероприятий патриотической направленности, подготовке и проведении военно-патриотических и историко-патриотических мероприятий, посвященных юбилейным и памятным событиям в истории Беларуси;

изучение военной истории и традиций Республики Беларусь, обеспечение популяризации достижений военно-исторической науки, поднятие престижа военной службы;

формирование начальных практических навыков по основам военной службы;

противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения учащихся и др.

В этой связи считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создания на базе кадетских училищ ресурсных центров по военно-патриотическому воспитанию и организовать их взаимодействие с УОСО региона на основе заключения договоров о сотрудничестве или разработке главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома планов работы (взаимодействия).

В настоящее время на базе УОСО во всех регионах созданы и функционируют различные ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.). Оценивая их работу, следует помнить о следующих критериях деятельности: осуществление учреждением образования методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки деятельности других учреждений образования по одному или нескольким направлениям развития образования; эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям развития образования для других учреждений образования.

Анализ информации, размещенной на сайтах ресурсных центров, показывает в ряде случаев низкую методическую ценность данных ресурсов. Как правило, на сайтах размещаются положения, планы работы, перечень нормативных правовых и иных документов, отчеты (фотоотчеты) о проведении мероприятий, ссылки на иные ресурсы. Целесообразно также размещение видеоматериалов (ролики, фильмы и др.), презентаций, методических разработок (сценариев мероприятий, рекомендаций, консультаций и др.), созданных на базе соответствующих ресурсных центров, имеющих универсальный характер и доступных для скачивания. Содержательное наполнение сайта должно быть ориентировано не только на руководителей по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководители ВПВ), но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.). Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.11.2021 № 819 «Об организации работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию» регулярно осуществляется изучение организации работы руководителей ВПВ в УОСО. Анализ показывает, что в УОСО определенная часть руководителей ВПВ являются внутренними совместителями (в отдельных районах этот показатель составляет 65 %); используется практика дробления ставки на части (до 0,25 ставки). Анализ деятельности руководителей ВПВ позволяет констатировать, что соответствующие специалисты-совместители меньше мотивированы и включены в организацию внеучебной деятельности учащихся патриотической направленности (чаще ведут факультативные занятия, руководят объединениями по интересам иной направленности), реже преподают предмет «Допризывная и медицинская подготовка», чем основные работники. При трудоустройстве необходимо принимать на работу руководителя ВПВ как основного работника, недопустимо дробить ставку на части.

Хорошо зарекомендовала себя практика создания районных методических объединений руководителей ВПВ. Их деятельность ориентирована на решение конкретных профессиональных затруднений, оказание помощи менее опытным специалистам. Целесообразно обеспечить создание методических объединений руководителей ВПВ в каждом районе и поручить организационно-методическое сопровождение их деятельности конкретным специалистам (управлений (отделов) по образованию, учебно-методических кабинетов и др.).

С целью повышения эффективности военно-патриотического воспитания в УОСО целесообразно осуществить следующие меры:

шире использовать интерактивные формы и методы работы: дискуссионные (диалоговые площадки, диспуты, дебаты, дискуссии, решение конкретных ситуаций), игровые (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, профориентационные игры, игровое проектирование, инсценирование, театрализация и др.);

организовать проведение совместных для учащихся и их законных представителей мероприятий патриотической направленности, в том числе в шестой школьный день;

активизировать работу по организации факультативных занятий, деятельности объединений по интересам военно-патриотического профиля;

обеспечить регулярное обновление информации о мероприятиях военно-патриотической направленности (проведение акций и мероприятий, военно-спортивных игр, деятельности музея (музейной комнаты), объединений по интересам и др.) на стендах, официальном сайте и социальных сетях;

регулярно рассматривать вопросы качества организации военно-патриотического воспитания, деятельности руководителя ВПВ на педагогических советах, совещаниях при директоре, заместителе директора по воспитательной работе и др., учитывая динамику проявлений критерия «гражданственность и патриотизм» при оценке уровня воспитанности учащихся;

совершенствовать материально-техническую базу, оснащение учебных кабинетов для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения военно-спортивных игр и соревнований.

Информацию о результатах выполнения вышеназванных поручений необходимо включить в годовой отчет по мониторингу организации шестого школьного дня и представить до 30 мая 2022 г. в Министерство образования.

 

По организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:

высшее образование,  опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;

высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.

Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.

Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

 

Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.

При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.

Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:

организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;

проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;

осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);

осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;

координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ‑ «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по  обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.

Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы.

Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.

Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).

При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).

Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:

  1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
  2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.

Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.

В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:

обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;

организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.

С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты  с использованием потенциала  информационных и классных часов.

свернуть

В помощь абитуриенту

Перечень военных образовательных организаций

Министерства обороны Республики Беларусь

Учрежlение образования
"Военная академия
Республики Беларусь"

Военно-технический
факультет в 

Белорусском национальном
техническом университете

Военный факультет в 
Белорусском государственном
университете информатики 
и радиоэлектроники

Военный факультет в 
Белорусской государственной
академии авиации

Военный факультет 
в Гродненском государственном
университете им. Я. Купалы

Военный факультет в
Белорусском государственном
университете

Военно-транспортный факультет в Белорусском государственном университете транспорта

Военно-медицинский
институт в Белорусском
государственном
медицинском университете

 

Порядок приёма на военные факультеты высших учебных заведений Республики Беларусь в 2023 году

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 

ВОЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ  В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВОЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АВИАЦИИ»

ВОЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВОЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

В соответствии с Указом Президента республики Беларусь от  3 января 2023 г. № 2 «Об изменений Указа Президента Республики Беларусь» утверждены в новой редакции Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования (далее – Правила).

Пунктом 26 Правил приема дополнительно предусмотрено:

«26. На места, оставшиеся после зачисления абитуриентов на основании пункта 23 настоящих Правил, вне конкурса при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по предметам вступительных испытаний зачисляются:

лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) военно-патриотической направленности учреждений общего среднего образования и освоившие учебную программу факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении в УВО Министерства обороны и на военные факультеты на специальности, перечень которых устанавливается Министерством обороны (в количестве до 30 процентов от контрольных цифр приема (цифр приема);

дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а также умерших в период прохождения военной службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы, или ставших инвалидами в связи с исполнением обязанностей военной службы, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства, при поступлении в УВО Министерства обороны и на военные факультеты;

лица, освоившие содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины на территории воинских частей (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации воинских частей), при поступлении в УВО Министерства обороны и на военные факультеты на специальности, перечни которых устанавливаются Министерством обороны, а также в УВО Министерства внутренних дел, Государственного пограничного комитета, кроме специальностей для органов финансовых расследований Комитета государственного контроля (в количестве до 30 процентов от контрольных цифр приема (цифр приема)»

Сдача вступительных испытаний для поступления в высшие

военно-учебные заведения

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 утверждена новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, устанавливающая нововведения для поступления граждан в военные учебные заведения.

Сдача вступительных испытаний.

Абитуриенты, поступающие в военные учебные заведения, сдают два вступительных испытания:

-по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ или ЦТ (ЦТ – для абитуриентов, не имеющих действительного сертификата ЦЭ, но получивших аттестат об общем среднем образовании не в год приема в военное учебное заведение);

-одно профильное испытание по предмету профильного испытания (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ, или ЦТ, или вступительного испытания в военное учебное заведение в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью) (ЦТ или вступительного испытания в военное учебное заведение – для абитуриентов, не имеющих действительного сертификата ЦЭ, но получивших аттестат об общем среднем образовании не в год приема в военное учебное заведение).

Зачисление абитуриентов.

Зачисление абитуриентов, поступающих в военные учебные заведения, проводится с учетом результатов профессионального отбора по конкурсу на основе общей суммы балов, подсчитанной по результатам:

-сдачи двух вступительных испытаний (по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» и одному предмету профильного испытания (по выбору абитуриента);

-среднего балла документа об образовании;

-отметки в документе об образовании по предмету профильного испытания, по которому не сдавалось ЦЭ или ЦТ, в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью).

 

Есть такая профессия Родину защищать!!!

Выбор профессии – один из самых ответственных и сложных этапов в жизни каждого молодого человека. Ведь профессий много, а надо сделать выбор в пользу одной.

Выбрав профессию офицера, молодой человек овладеет престижной и востребованной специальностью, которая позволит с уверенностью смотреть в будущее. Именно такую возможность предоставляет Военная академия, которая является главным носителем традиций военного образования Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Кого готовят на факультетах

Основными структурными подразделениями академии являются десять факультетов, семь из которых принимают абитуриентов со «школьной скамьи». К ним относятся: общевойсковой, связи и автоматизированных систем управления, противовоздушной обороны, военной разведки, авиационный, внутренних войск, ракетных войск и артиллерии и ракетно-артиллерийского вооружения.

Перечень специальностей и направлений,

на которые будет осуществляться набор в 2023 году

Наименование специальности

 

Наименована квалификации

Профильные испытания

Первый предмет

Второй

предмет

Управление подразделениями Сухопутных войск

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Управление подразделениями ракетных войск и артиллерии

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Управление воздушными судами государственной авиации

Пилот - инженер Специалист по управлению.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Управление воздушным движением в государственной авиации

Инженер по управлению воздушным движением. Специалист по управлению.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Правовое обеспечение деятельности внутренних войск

Специалист по управлению- юрист.

история Беларуси

(ЦТ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Идеологическая работа в подразделениях Вооруженных Сил

Специалист по идеологической работе. Социальный педагог

история Беларуси

(ЦТ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Практическая психология в военном деле

Специалист по управлению – психолог.

история Беларуси

(ЦТ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Управление подразделениями войсковой разведки

Специалист по управлению со знанием иностранных языков.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Управление воздушно-десантными подразделениями

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Эксплуатация специальных радиотехнических систем

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Эксплуатация инфокоммуникационных и автоматизированных систем управления специального назначения

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Эксплуатация систем                      радиомониторинга и радиопротиводействия

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Эксплуатация авиационной техники и средств радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

Эксплуатация наземных систем вооружения

Специалист по управлению – инженер.

математика (ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ)

 

Абитуриентам

Если Вы гражданин Республики Беларусь в возрасте от 17 до 21 года (гражданская молодежь) и у Вас возникло желание стать высокообразованным человеком, овладеть престижной и востребованной специальностью, смело поступайте в Военную академию!

Для поступления в Военную академию абитуриентам необходимо до 1 апреля  обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства и пройти отбор в целях определения их соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим, который включает в себя: профессиональный отбор, в ходе которого оценивается состояние здоровья, уровень физической подготовки, профессионально-психологическая пригодность.

Профессиональный отбор кандидатов для поступления проводится в два этапа: предварительный и окончательный.

Предварительный профессиональный отбор проводится комиссией по предварительному профессиональному отбору военного комиссариата района (города) по месту жительства абитуриентов;

Окончательный профессиональный отбор абитуриентов проводится комиссиями военных комиссариатов областей, города Минска (военного учебного заведения), состав и сроки работы которых определяются Министром обороны Республики Беларусь.

 

Сдача вступительных испытаний.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 утверждена новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, устанавливающая нововведения для поступления граждан в военные учебные заведения.

1.Сдача вступительных испытаний.

Абитуриенты, поступающие в военные учебные заведения, сдают два вступипительных испытания:

-по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ или ЦТ (ЦТ – для абитуриентов, не имеющих действительного сертификата ЦЭ, но получивших аттестат об общем среднем образовании не в год приема в военное учебное заведение);

-одно профильное испытание по предмету профильного испытания (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ, или ЦТ, или вступительного испытания в военное учебное заведение в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью) (ЦТ или вступительного испытания в военное учебное заведение – для абитуриентов, не имеющих действительного сертификата ЦЭ, но получивших аттестат об общем среднем образовании не в год приема в военное учебное заведение).

2. Зачисление абитуриентов.

Зачисление абитуриентов, поступающих в военные учебные заведения, проводится с учетом результатов профессионального отбора по конкурсу на основе общей суммы балов, подсчитанной по результатам:

-сдачи двух вступительных испытаний (по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» и одному предмету профильного испытания (по выбору абитуриента);

-среднего балла документа об образовании;

-отметки в документе об образовании по предмету профильного испытания, по которому не сдавалось ЦЭ или ЦТ, в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью).

Представление абитуриентами документов в приемную комиссию Военной академии осуществляется в сроки, устанавливаемые Министерством образования Республики Беларусь, как правило, в июле.

ПРЕИМУЩЕСТВА

обучения в военных учебных заведениях Республики Беларусь:

  1. Полное государственное обеспечение.
  2. Достойная стипендия (на сегодняшний день стипендия курсанта составляет в среднем 480 белорусских рублей (без надбавок) в зависимости от курса обучения, дополнительно выплачивается ежегодная материальная помощь от 680 белорусских рублей) .
  3. Получение высшего образования.
  4. Присвоение первого офицерского звания лейтенант.
  5. Гарантированное рабочее место по окончании обучения.
  6. Бесплатное предоставление медицинских услуг.
  7. Возможность обучения на курсах подготовки водителей категории “С”.
  8. Предоставление жилья или компенсация аренды..
  9. Льготное кредитование при строительстве жилья.
  10. Ежегодный отпуск от 30 до 45 суток.
  11. Карьерный рост от лейтенанта до генерала. 

Нормативы по физической подготовке

Нормативные требования, единица измерения

Категория

кандидатов

Бег на 100 м

Бег на 1 км

Бег на 1,5 км

Подтягивание на перекладине

Поднимание туловища из положения              «лежа на спине»

Лица мужского пола

15,4 секунды

 

6 минут 52 секунды

6 раз

 

Лица  женского пола

16,8 секунды

5 минут             54 секунды

 

 

44 раза

 

Примечание. Физическая подготовленность кандидатов на поступление в Военную академию оценивается в форме «зачет» или «незачет».

Так же пройти обучение по военным специальностям можно на военных факультетах учреждений образования:

  1. Военно – технический факультет в УО «Белорусский национальный технический университет».
  2. Военный факультет в УО «Белорусский государственный университет».
  3. Военный факультет в УО «Белорусская государственная академия авиации».
  4. Военный факультет УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы».
  5. Военно-медицинский институт в УО «Белорусский государственный медицинский университет».
  6. Военный факультет УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».
  7. Военно-транспортный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта».

Дополнительную информацию по условиям поступления можно получить в военном комиссариате Лидского района по адресу: г. Лида, ул. Победы, 44, каб. №4, а также:

-на сайте Министерства обороны

Электронный адрес сайта:

www.mod.mil.by (официальный сайт Министерства обороны Республики Беларусь).

-на сайте Лидского районного исполнительного комитета

Электронный адрес сайта

www.lida.by

свернуть

Мероприятия военно-профессиональной ориентации

Служба по контракту

Школьные мероприятия 2023/2024 учебный год

свернуть

Школьные мероприятия 2022/2023 учебный год

свернуть