РУС БЕЛ ENG

Педагог социальный

График работы

График работы

педагога социального Твердовой Татьяны Владимировны

на 2023/2024 учебный год 

понедельник

обед

8.00 – 17.00

12.00 – 12.30

вторник

8.00 – 11.00;

13.00 – 17.00

среда

обед

8.00 – 17.00

12.00 – 12.30

четверг 

 

9.00 – 10.00

12.00 – 18.00

пятница

 

8.00 – 14.00

 

суббота

10.00 – 13.00

 

  График консультаций

педагога социального Твердовой Татьяны Владимировны

на 2023/2024 учебный год 

Педагоги:

1, 2, 3 суббота

12.00 – 13.00

Родители:

четверг

суббота

17.00 – 18.00

10.00 – 11.00

Учащиеся:

понедельник

15.00 – 16.00

свернуть

Учащимся

Родителям

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей

Семья — колыбель духовного рождения человека. В семье человек усваивает нормы и правила поведения. Государство и общество проявляют постоянную заботу о семье и семейном воспитании.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с данной Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.

Для реализации основных положений Конвенции о правах ребенка были приняты Законы Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000)». В данных нормативных документах закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, определены принципы государственной политики в отношении детей, установлены обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка. В частности, законодательно закреплены: право каждого ребенка жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на жилище, право на наследование им родителей (статья 16, 18, 19) и др.

 

Статья 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬИ ЗА РЕБЁНКА

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Правовые основы семейного воспитания содержатся также в соответствующих статьях Конституции РБ и Кодексе РБ об образовании. В частности, Конституция РБ обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду, воспитывать у них трудолюбие.

Родители, а также иные лица и учреждения, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание (ст. 67 КоБС «Ответственность за воспитание детей»).

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 «Воспитание детей»).

Родители обязаны с надлежащей заботой управлять имуществом ребенка, сохранять размер этого имущества, а при возможности и умножать (ст. 89 «Управление делами несовершеннолетнего ребенка»).

За уклонение от содержания своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей родители несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь (ст. 91 КоБС, ст. 174 УК).

30 августа 2021 года вышли изменения и дополнения в постановление №22 Совета министров РБ от 15.01.2019 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»

 

Обновились критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без   пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1 (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 19.1 (Мелкое хулиганство), частью 2 статьи 19.3 (Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах), статьями 19.4 (Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), 19.5 (Занятие проституцией), 19.8 (Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

 

Родители могут быть лишены своих прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей. Эта мера также применяется, если родители злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишают родительских прав и тех, кто подал письменное заявление об отказе от ребенка (ст. 80 «Лишение родительских прав»). Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Восстановление в родительских правах тоже производится в судебном порядке по иску лица, лишенного этих прав (ст. 85 КоБС).

В соответствии со статьёй 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

В то же время Декрет №18 предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.

В таком случае ребенок помещается на государственное обеспечение, а к родителям применяются установленные меры воздействия: постановка на учет в органах внутренних дел; обязательное трудоустройство; взыскание расходов, затраченных государством на содержание их детей; наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств; выселение из занимаемых жилых помещений; направление в лечебно-трудовые профилактории.

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК);

за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);

за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Для тех родителей, чьи дети (в возрасте до 16 лет) находятся без сопровождения взрослых в период с 23.00 до 6.00 в КоАП имеется статья 10.3 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей», что влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Сотрудник милиции, обнаруживший такого несовершеннолетнего, обязан составить акт, установить личность несовершеннолетнего, данные его родителей, опекунов или попечителей, сведения о регистрации их по месту жительства. На всё это закон дает три часа, после чего обнаруженного подростка надо передать отцу или матери либо, по их поручению, совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр.     

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и огорчения, удачи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребенку первые представления о добре и зле, нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

свернуть

Педагогам