РУС БЕЛ ENG

По подготовке к экзаменам

Рекомендации по заучиванию и повторению материала

Некоторые закономерности запоминания

1.Трудность запоминания растет  непропорционально объему. Большой отрывок    учить полезнее, чем короткое изречение.

2.При одинаковой работе количество запоминаемого материала тем больше, чем выше степень понимания.

3.Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4.Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Как лучше всего запоминать материал

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно нач

ать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в 

рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Психологи установили, что наша оперативная память при одновременном восприятии способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Поэтому заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семь. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Не следует торопиться, во что бы то ни стало запомнить сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рассуждений  автора. Среди второстепенного нужно выявить самое главное.

Используйте ассоциации. Метод локальной привязки, или «метод мест» состоит в построении для запоминаемого ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо  знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице  и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд, а затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы заучиваемого ряда. Итак, если в заучиваемом материале мало внутренних связей – оглянитесь вокруг. Представив в памяти обстановку, в которой вы учили материал, вы припомните и его, потому что полученные одновременно впечатления имеют свойства вызывать друг друга.

Как повторять? Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и т.д.

Конспектирование. Оказывается, текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

Таким образом, вам необходимо разбить большой текст не более, чем на 7 частей, связать эти части между собой, выделить опоры (слова   и стоящие за ними мысли) и заучить их, повторяя по вышеприведенной схеме.

Запоминание числовой информации

Вербальный код

Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа: ноль - моль, один - блондин, два - дрова, три - осетрина, четыре - черт в тире, пять - пятка, шесть - шерсть, семь - семья, восемь - осень, девять - дева, десять - деспот.

Визуальный (зрительный) код

ноль - круг или овал, один - столб (свеча, кол), два - близнецы (пара ботинок), три - треугольник (трехколесный велосипед), четыре - квадрат (4 лапы животного), пять - пальцы руки, шесть - шестик-пан нал игральная кость, семь - подсвечник на семь свечей, восемь - песочные часы, девять - улитка (ушная раковина), десять - пальцы обеих рук, одиннадцать - футбольная команда, двенадцать - часовая стрелка в полдень.

Кодирование по зрительному сходству.

В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею: 0=0, 1 = Т или Г (главный элемент вертикальная палочка), 2 = П (буква на двух ножках), 3=3, 4=ч, 5=Б, 6=С, 7=У, 8=В, 9= р.

Визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. После этого верните число на его первоначальное место; вы обнаружите, что его легко вписать в надлежащий контекст, например, если речь идет об адресе - у двери дома, или на лифте. Повторяя в слух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.

В системе заучивания материала важную роль играет ПОВТОРЕНИЕ.

Главное – распределение повторений во времени:

  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  • Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Можно использовать метод повторения Корсакова (основные принципы):

1. Необходимо повторять информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т.п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день - 2 раза, 2-й день - 1 раз, 3-й день - без повторений, 4-й день - 1 раз, 5-й день - без повторений, 6-й день - без повторений, 7-й день - 1 раз.

3.Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

свернуть

Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье

Экзамены – это, прежде всего, испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца,  в первую очередь понадобиться хорошая  физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.

Первое и необходимое условиевысыпаться (сон). Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сутки. Важно не только «количество сна», но и его качество:

 

Самый «качественный сон» – до полуночи. Близкой к идеальной схеме можно считать такую: отбой в 22:30, подъем в 6:00. День покажется «длинным» и как много можно успеть за него сделать.

Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее.

Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной.

Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.

Ни в коем случае не наедаться на ночь. Тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отдыхом ко сну - слабый отвар ромашки или мяты.

Второе важное условиеэто здоровое питание. В принципе никакой особенной диеты во время экзаменов не требуется, но нужно соблюдать несколько простых советов:

Питаться надо регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащейся рискует довести себя до состояния «волчьего голода». Потом трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость или сам сон. Лучше есть  по  не многу (3-4 раза а день), но вовремя.

Основа здорового питания «интеллектуала» - белки и витамины. Научно доказано, что внимание, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью… еды (определенный набор продуктов):

Морковь - способствует лучшему запоминанию, особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть. Достаточно съесть тарелку тёртой моркови с растительным маслом перед заучиванием.

Ананас (ананасовый сок) способствует удержанию в памяти большого объёма текста. Достаточно выпивать 1 стакана сока в день.

Авокадо – источник энергии для кратковременной памяти (при составлении планов, схем, списков и т.п.). Достаточно половины плода в день.

Креветки – деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не  дадут вашему вниманию ослабнуть, помогают сконцентрировать внимание на самом важном. Достаточно 100 г в день.

Орехи – стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Достаточно 100-200 г в день, утром и вечером.

Лук - лучшее средство от перенапряжения или психической усталости. Улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы в день.

Острый перец, клубника и бананы помогут снять стресс и улучшат ваше настроение.

Капуста – избавит от нервозности. Ешьте ее перед экзаменами и будьте спокойны (например, съешьте салатик).

Лимон - освежает мысли и облегчает восприятие информации.

Черника – идеальный «промежуточный» корм для готовящихся к сдаче экзаменов, т.к. способствует кровообращению головного  мозга.

Морская рыба просто незаменима для питания клеток мозга.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Но сахара для повышения работоспособности не ешьте. Перед экзаменом не следует наедаться. Собираясь на экзамен, позавтракайте запеченной рыбой и чашкой кофе с шоколадкой.

И ещё один важный момент. В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх-вниз (20 секунд), влево-вправо (15 секунд);

- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

свернуть

Время перед экзаменами

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

Раздели день на три части:

- готовься к  экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй – 8 часов;

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Перед занятиями проветри комнату, выключи телевизор, радио.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова»  или «жаворонок» («совы» наиболее активны с 19.00 до 24.00, а «жаворонки» - с 6.00 до 9.00 утра и в середине дня), и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Старайтесь не допускать мыслей о провале на экзамене, неверия в свои силы, а также состояний беспокойства и тревоги. Для того чтобы избавиться от навязчивых страхов и мыслей о провале нужно сосредоточиться на положительном образе, предварительно построив его. Так, после пробуждения утром и перед засыпанием вечером, а также один или несколько раз днем сосредоточьтесь и вообразите себя в обстановке заданного экзамена. Постарайтесь в воображении увидеть и почувствовать доброжелательных, приветливых экзаменаторов, добрых и уверенных одноклассников, себя в состоянии спокойствия, комфорта, полной уверенности, собранности и энергии. Воспроизводя этот образ, делайте его каждый раз все более ярким и жизненным, И каждый раз сознательно или случайно вспоминая об экзамене, старайтесь переживать по этому поводу только положительные состояния, заложенные в вышеописанный мыслеобраз.

Не поддавайся искушению осуществлять подготовку к экзамену на речке, озере, в лесу или в поле, загорая, потому что в непривычных условиях качество подготовки будет гораздо ниже обычного.

Во время занятий не отвлекайся на пустяки и не позволяй другим людям отвлекать. Обрывающим телефон друзьям, желающим во что бы то ни стало поделиться с последними новостями, вежливо, но твердо говорить, что заняты.

День перед экзаменом

Проведи этот день,  занимаясь чем-то расслабляющим.

Подготовь одежду и все, что ты должен взять с собой на экзамен.

А какую одежду лучше надеть на экзамен?

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать слишком ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена – все что хотите.

Несколько слов о цвете одежды.

Традиционными мужскими являются цвета: темно-синий, черный, серый, бежевый (для лета). Пиджак малинового, зеленого или желтого цвета воспринимается как пижонство, и вряд ли вызовет серьезное отношение к собеседнику. Женскими считаются пастельные тона, здесь важно угадать тональность. Так, например, светло-голубой оттенок создает холодное и отталкивающее впечатление. Розовый цвет - ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости. Светло-желтый оттенок вызывает чувство незначительной бесцветности, а светло-зеленый, как правило, придает холодность. Можно посоветовать одежду абрикосового, белого цвета или остановиться на классическом деловом костюме темно-синего цвета.

Поставь будильник на такое время, чтобы утром  ты мог собраться совершенно спокойно и не спеша.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

День экзаменов

Начни день с расслабляющих упражнений в кровати.

Очень легко, но питательно позавтракай.

Избегай слишком большого количества кофе, колы, никотина, поскольку они могут привести к перевозбуждению.

Сделай упражнение на дыхание перед входом в помещение, где проходит экзамен. Внушай себе следующее: «Я хорошо подготовился, я справлюсь».

И в заключение скажи себе: "Экзамен – это для меня праздник!" «Да здравствуют трудности - ими мы растем!»

На экзамене

Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

Сядь удобно, выпрями спину. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- глубокий вдох через нос (4-6 сек.);

- задержка дыхания (2-3 сек.).

Слушай педагога внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.

Переспроси, если ты не понял какой-то вопрос.

Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих.

Чтобы быстрее сосредоточиться, активизировать память и внимание, в течение 30 секунд разминай большим  и указательным пальцем точку, расположенную в центре уха и точку, которая находиться на переносице по центру между бровями. А если одновременно между подушечками большого и среднего пальцев воздействовать на точки внутренних углов глаз, значительно уменьшится и зрительное напряжение.

«Торопись не спеша». Читай задания до конца. Будь внимателен. Следи за временем, отведенным на выполнение работы.

Постарайся вначале понять задание  в целом, а затем начни с того, что тебе кажется наиболее легким. Обнаружив задание, на которое ты не можешь ответить говори себе: «Я хотел бы на все ответить, но я могу и пережить, если я все знаю. Я буду заботиться, прежде всего о том, что я могу решить. Позже я еще смогу вернуться  к этому».

Говори себе: «В данный момент у меня блокада, торможение, я к этому хорошо подготовился, это пройдет, если я расслаблюсь. Я глубоко вдыхаю, как я этому научился, когда имеет место  блокада мысли»

Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Не зацикливайся на отметке.

Будь уверен в своих силах и знаниях!

свернуть

Психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена

 

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешает сосредоточиться, снижает внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию.

  

 

Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена.

Иногда чтобы достичь спокойствия, достаточно расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Ритмичное четырехфазное дыхание

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 секунд). Сильный глубокий вдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волныпрямыми руками (на экзамене это упражнение лучше заменить модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2-3минут.

Упражнение «Две минуты отдыха» (настройка на позитивное  эмоциональное состояние)

Сядьте удобнее на стуле, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать, где были счастливы.  Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там… Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо в несколько минут.

Упражнение «Улыбка» (помогает снять мышечное напряжение).

Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы.

Точечный массаж

Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.

Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия.

Аутогенная тренировка (3-5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях.

Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен» Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

Ещё один эффективный способ -  медитация.

Медитация «Сосредоточение на предмете»

Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Помните, что не существует единственного правильного способа справиться со стрессом, но каждый может выбрать то, что подходит лично ему.

свернуть

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий. 

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, в которых Вы хотели бы реализоваться, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии.

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. 

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. 

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. 

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. 

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

свернуть