РУС БЕЛ ENG

Педагогам выпускных классов

Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к экзаменам

Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки навыка их выполнения.

Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Основную часть работы проводите заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.

Ознакомьте учащихся с методикой проведения экзамена.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, экзамена, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующие:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.

Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.

Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение учащихся, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования.

 

Рекомендации педагогам по психологической поддержке учащихся при сдаче экзаменов

Как можно чаще называйте ребёнка по имени.

Принимайте учащегося таким, какой он есть с его всеми недостатками и достоинствами.

Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ученику. Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе и прошлые успехи, улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.

Создавайте ситуацию успеха.

Для создания ситуации успеха используйте следующие приёмы:

снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима,

оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...», «Я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;

приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности. «У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.;

приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь...», «никто, кроме тебя...»);

«эмоциональное поглаживание». Похвала педагога: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.

Постоянно объяснять ученику, что ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаше. Убеждайте учащегося, что всё будет хорошо.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной - это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.

Если ученик напряжён, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

Отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение его собственных достижений за определенный временной период).

Избегание эмоциональной депривации ученика, чрезвычайно важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений. Учитывая тот факт, что тревожность часто сопровождается поиском социального одобрения - любимый учитель, как значимая фигура, может помочь ребенку почувствовать уважение к самому себе, безопасность. Большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова («Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница!) Тактильный контакт.

Непосредственно перед стрессогенной ситуацией недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание ученику о его прошлых достижениях, слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно Ты должен быть спокоен, все хорошо!»

Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.Задача педагога - сформировать у ребенка убеждение, что «каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше».

Памятка для педагогов "Первая (экстренная) помощь педагога в момент, когда ребенок находится под воздействием психотравмы (в состоянии острого стресса)"

Памятка (рекомендации) для педагогов по подготовке учащихся к сдаче экзаменов с учетом их индивидуально-психологических особенностей