совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день
1.Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
2.Организация трудового воспитания, профориентационной работы, занятий техническим творчеством.
3.Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Взаимодействие с семьей.
4.Повышение роли учреждений дополнительного образования детей и молодежи в организации шестого школьного дня.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации. Факультативные занятия в IX-XI классах также могут проводиться в шестой школьный день.
Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 21, 2008 г.), а также ежегодными инструктивно-методическими письмами по организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.
Анализ работы педагогических коллективов в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня показал, что во многих учреждениях образования проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. В учреждениях образования созданы модели воспитательной работы в субботний день, в основе которых – региональные программы по организации шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной среды и участия всех заинтересованных (органов здравоохранения, культуры, спорта и туризма, МЧС, правоохранительных органов, общественных организаций).
Вместе с тем в организации воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня имеется ряд недостатков и проблем организационно-содержательного характера. Имеются случаи формального подхода при планировании и проведении мероприятий, ведении учета посещаемости их обучающимися. Состояние планирования, организационно-распорядительных и отчетных документов свидетельствует о необходимости оптимизации их количества.
В этой связи Министерство образования обращает внимание на необходимость дальнейшего совершенствования организации и содержательного наполнения шестого школьного дня.
1. Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В этих целях в учреждениях образования организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, аналогичные по содержанию проводимой ранее внеклассной физкультурно-оздоровительной работе, которые являются частью образовательного процесса (пункт 4 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Указанные мероприятия призваны решать следующие задачи:
создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта;
вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом;
отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся, которым рекомендуются занятия в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта.
Учреждения общего среднего образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся, которая включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию оздоровления, создание условий для занятий физической культурой и спортом.
Планами воспитательной работы учреждения образования предусматриваются мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе и воспитание культуры здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое самосовершенствование.
Все внутришкольные, городские и районные соревнования и мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеучебное время преимущественно в шестой школьный день, а также во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурных праздников, Дней здоровья и спорта, туристских слетов, фестивалей и т.п.
К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача-педиатра (врача общей практики), к туристским походам – с разрешения медицинского работника учреждения общего среднего образования.
В каждом учреждении общего среднего образования к началу учебного года разрабатывается и утверждается в установленном порядке Положение о круглогодичной спартакиаде учреждения общего среднего образования, которое должно соответствовать примерному Положению о проведении спортивного соревнования, утвержденному Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 № 12).
Положение о спортивном соревновании должно включать в себя следующие разделы:
общие положения;
участники спортивных соревнований;
условия участия в спортивных соревнованиях;
программа спортивных соревнований;
условия проведения спортивных соревнований и определения победителей;
награждение победителей спортивных соревнований;
условия финансирования спортивных соревнований;
протесты.
При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований следует использовать национальную символику и атрибутику в порядке, установленном законодательством.
В течение учебного года в учреждениях общего среднего образования рекомендуется проведение следующих физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися:
соревнования по видам спорта круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования;
каждую вторую субботу месяца Дни здоровья;
физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», «Хрустальный конек»;
участие на первом этапе в республиканских спортивных соревнованиях «Стремительный мяч», «Снежный снайпер», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Кубок наций Данон», летнем и зимнем многоборьях «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста, летнем и зимнем многоборьях «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
соревнования по выполнению требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси», «Защитник Отечества»;
организация и проведение занятий (в том числе и для учащихся I–IV классов) в секциях, группах и кружках по видам спорта;
участие в республиканских акциях «Олимпизм и молодежь», «Неделя спорта и здоровья», «Футбольные каникулы», республиканских конкурсах «Лето - пора спортивная!», «Алiмпiёнiк» и др.;
участие в школьных лигах по игровым видам спорта;
подготовка и участие сборных команд учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях.
При организации и проведении круглогодичной спартакиады обязательными являются:
баскетбол;
волейбол;
гандбол* («Стремительный мяч»);
легкая атлетика;
лыжные гонки;
футбол для учащихся VIII-IX классов;
мини-футбол для учащихся V-VII классов.
Кроме перечисленных видов спорта в программу круглогодичной спартакиады необходимо включать следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:
соревнования по летнему и зимнему многоборьям «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
соревнования по летнему и зимнему многоборьям «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
соревнования по видам испытаний на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
соревнования по биатлону, лыжным гонкам и стрельбе из пневматического оружия «Снежный снайпер»;
детские подвижные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Мама, папа, я – спортивная семья!».
В программу спартакиады с учетом наличия материально-технической базы могут быть включены такие виды спорта, как весенний или осенний кросс, теннис настольный, теннис, аэробика, плавание, конькобежный спорт, туризм.
Участие команд учреждений общего среднего образования в районных (городских) спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, не вошедших в указанный перечень, согласовывается с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов и регламентируется Положением о районной (городской) спартакиаде учащихся.
В целях формирования здорового образа жизни учащихся в первую субботу сентября рекомендуется проводить День здоровья и спорта, посвященный началу учебного года, а во второй половине мая – физкультурный праздник, посвященный окончанию учебного года, с подведением итогов круглогодичной спартакиады и награждением ее победителей.
Спортивные праздники обычно посвящают выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам, традициям школы. Опыт работы учреждений образования показывает, что праздники особенно успешно проходят, когда их программа предусматривает мероприятия, в которых могут принять участие зрители: простейшие викторины, аттракционы, конкурсы. Любой праздник должен быть рассчитан на своего зрителя и участника, как по тематике, так и по времени проведения. Для того чтобы праздник прошел организованно и эффективно, необходимо заранее провести ряд организационных мероприятий: составление плана подготовки к празднику и разработка программы или сценария праздника. На педагогическом совете или совещании школы обозначается круг ответственных лиц за определенное мероприятие, а также оговариваются сроки исполнения поручений. К организации праздника привлекается физкультурный актив школы: заместитель директора по воспитательной работе, учителя физической культуры, педагог-организатор, классные руководители, физорги классов и члены родительского комитета, представители шефских организаций, медицинские работники др.
Все части программы праздника – спортивную, физкультурно-оздоровительную, зрелищную необходимо соединить в хорошо продуманном сценарном и режиссерском плане.
Сценарии или сценарные планы физкультурно-оздоровительных мероприятий значительно отличаются от положения о спортивном соревновании. Вместо обязательных разделов в них, как правило, указываются:
описание организации начала мероприятия, например, торжественное построение учащихся, подъем флага под гимн Республики Беларусь, вступительное слово представителя администрации учреждения образования, представление членов жюри, выступления знаменитых спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.;
перечень участвующих команд, их капитаны и классные руководители;
порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;
место и время показательных выступлений лучших спортсменов школы, города, района, номера художественной самодеятельности и т.п.;
описание организации закрытия мероприятия, включающее в себя торжественное построение учащихся, заключительное слово администрации учреждения образования, подведение итогов мероприятия, награждение победителей, призеров, классных руководителей и т.п.).
Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий в учреждениях образования необходимо отводить дням здоровья, спорта и туризма, которые в каждом учреждении образования планируются и проводятся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года. Сроки их проведения определяет администрация учреждения образования по согласованию с отделом (управлением) образования. Эти мероприятия являются активной формой отдыха и способствуют снижению усталости, противодействуют утомлению и улучшают работоспособность учащихся. Кроме того, они служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают сознательную дисциплину, трудолюбие, формируют основы здорового образа жизни.
Одной из основных задач дней здоровья, спорта и туризма является достижение максимального оздоровительного эффекта. Проведение дней здоровья, спорта и туризма планируется ежемесячно и фиксируется в календаре спортивно-массовых мероприятий. Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст учащихся, сезонные и погодные условия, традиции учреждения образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и проводиться с участием родителей, классных руководителей, других педагогических работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и организаций. Большой воспитательный эффект оказывает присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов, чемпионов стран Европы, мира, Олимпийских игр. В городских школах с большим количеством учащихся рекомендуется проводить дни здоровья, спорта и туризма в параллельных классах. Допускается их проведение отдельно для учащихся начальной, базовой и средней школы. Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I — IV классов, четырех часов для учащихся V — IX классов и пяти часов для учащихся X — XI классов.
В содержание дней здоровья, спорта и туризма могут быть включены как физкультурно-оздоровительные мероприятия, так и спортивные соревнования.
Формами проведения спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий являются:
соревнования по видам спорта между классами;
матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста, баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные);
первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ);
комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным играм, легкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике;
конкурсы в отдельных упражнениях (метание снежков, набивных мячей, броски баскетбольного мяча по кольцу, удары по воротам и др.);
олимпиады;
брейн-ринги.
Во время проведения соревнований (во время перерывов, или подведении итогов соревнования) живой интерес у болельщиков вызывают показательные спортивно-гимнастические выступления, которые делают мероприятие привлекательным и запоминающимся. В этой связи актуальным является создание в каждом учреждении групп поддержки (черлидеров) с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день).
При подготовке дней здоровья, спорта и туризма решаются вопросы оформления мест соревнования, порядок оповещения зрителей, изготовление лозунгов, афиш. Все яркое, необычное, броское привлекает внимание болельщиков и зрителей. В успешном проведении данных мероприятий немаловажную роль имеют стенгазеты, объявления, афиши, подготовленные самими учащимися. Помимо стенгазет в этот день следует задействовать и другие наиболее распространенные средства наглядной пропаганды физической культуры и спорта, такие как стенды, витрины, разного рода художественные плакаты и тематическое декоративное оформление.
Действенной формой пропаганды физкультуры и спорта могут быть выставки детских фотографий, освещающие данное мероприятие, практику работы физкультурного коллектива, а также выставки портретов лучших спортсменов, тренеров и организаторов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых соревнований. Живой интерес у школьников всегда вызывают фотоальбомы, рассказывающие о туристских походах, спартакиадах, занятиях физкультурно-оздоровительных групп и других событиях и мероприятиях, проводимых клубом или секцией.
Проведение дня здоровья, спорта и туризма будет более результативным, если в программе спортивного мероприятия будет организована запись желающих в физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции.
Начиная с 2008 года в перечень физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий шестого школьного дня учебной недели во всех учреждениях образования введено проведение «Урока футбола» («Часа футбола»), который является комплексным физкультурно-спортивным мероприятием, направленным на пропаганду здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи, популяризацию футбола как наиболее массового и доступного из всех игровых видов спорта. Проведение «Урока футбола» («Часа футбола») предполагает создание в каждом учреждении образования кружков и спортивных секций по футболу, привлечение учащихся к занятиям в них, проведение соревнований по футболу в программе внутришкольной круглогодичной спартакиады, ежемесячных дней здоровья и спорта, физкультурно-оздоровительных праздников, викторин, брейн-рингов, олимпиад, различных конкурсов, выставок рисунков, фотографий и т.д. на футбольную тематику
Организационной основой проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в шестой школьный день с учащимися в учреждениях общего среднего образования является наличие следующей документации:
план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения общего среднего образования;
положение о круглогодичной спартакиаде учреждения общего среднего образования;
календарь физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования на учебный год;
приказы об организации и проведении соревнований круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования, о поощрении лучших спортсменов и учителей;
протоколы спортивных соревнований, сценарии физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Министерство образования рекомендует рассматривать привлечение школьников в шестой школьный день к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях как один из основных критериев оценки работы учреждения общего среднего образования в вопросах физического воспитания учащихся. Результаты выступления команд учреждений общего среднего образования в районных и городских соревнованиях по видам спорта, количество завоеванных медалей, кубков, занятых призовых мест могут выступать в качестве одного из показателей при подведении итогов региональных смотров-конкурсов на лучшую организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися.
Для повышения уровня информированности педагогических работников, учащихся и их родителей по вопросам проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учреждениях общего среднего образования рекомендуется оформлять следующие стенды наглядной агитации:
календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год, в том числе в шестой школьный день;
экран хода круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования;
нормативы оценки уровня физической подготовленности учащихся Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
экран хода спартакиады по программе летнего и зимнего многоборий «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
спортивные рекорды учреждения общего среднего образования;
лучшие спортсмены учреждения общего среднего образования;
спортивная жизнь в шестой школьный день.
Эффективным средством формирования личности, разумной организации свободного времени и физического развития детей и подростков является туристская работа. Туристская деятельность в шестой школьный день может осуществляться по различным направлениям: краеведческое, оздоровительное, социальное, биолого-экологическое. Подробные рекомендации по организации туристской работы в учреждении общего среднего образования содержат материалы изданий: Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи / А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011, Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи / Ю.С.Константинов, С.С.Митрахович – Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
Учреждениям образования необходимо усилить в шестой день недели целенаправленную работу по вовлечению учащихся в занятия туризмом, широко развернуть пропаганду здорового образа жизни, стремиться к достижению максимального оздоровительного эффекта в ходе проведения туристских мероприятий. Педагогам – организаторам туристской работы следует искать эффективные пути взаимодействия с родителями обучающихся с целью создания наиболее благоприятных условий для проведения туристских мероприятий. При проведении всех туристских мероприятий особое внимание необходимо уделить обеспечению максимальной безопасности обучающихся. Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а), Правил автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972).
В учреждениях общего среднего образования должна быть проведена работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. В каждом классе с приглашением сотрудников МЧС, ГАИ, медицинских работников следует проводить профилактические беседы о безопасном поведении на дорогах, водоемах, в лесу, о соблюдении этических норм поведения в общественных местах. Соблюдение мер безопасности при перемещении детей вблизи автомобильных дорог, перевозке транспортом, проведении массовых мероприятий (спортивных соревнований, праздников и др.), посещении учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров и др.) должно быть обеспечено в шестой школьный день в полном объеме.
2. Организация трудового воспитания, профориентационной работы, занятий обучающихся техническим творчеством.
Одним из основных направлений работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день является трудовое воспитание обучающихся. Традиционно используемые формы работы, как правило, предусмотрены в воспитательной системе каждого учреждения образования. Однако в современных условиях возникла необходимость ее совершенствования.
Трудовое воспитание в шестой школьный день предполагает включение обучающихся в педагогически целесообразную созидательную деятельность в различных формах: учебный труд, общественно полезный труд, производительный труд.
В качестве приоритетных задач трудового воспитания в шестой школьный день можно назвать следующие:
1) ознакомление школьников с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, техникой и технологиями, социально-экономическими проблемами;
2) вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда (планировать свою деятельность; организовывать свое рабочее место, свой труд; работать со схемами, чертежами, картами; владеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.); работать с простейшими инструментами, станками и др.);
3) развитие нравственно-трудовых качеств личности: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, честности, добросовестности, уважения к людям труда и результатам их деятельности и др.;
4) формирование у школьников мотивов трудовой деятельности, развитие познавательных и профессиональных интересов, наклонностей и способностей, стремления применять знания на практике, потребности в творческом труде;
5) побуждение учащихся к сознательному выбору профессии и получению допрофессиональной подготовки.
Организуя труд детей в шестой школьный день важно использовать разнообразные приемы и средства:
организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;
кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);
упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);
временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;
систематическое участие в общественно полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;
знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;
контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;
материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;
творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;
учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличия творческого подхода);
профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Основными направлениями внеучебной трудовой деятельности должны стать: самообслуживание, общественно полезный труд, участие в производительном труде, охрана природы, работа по благоустройству, сбор вторичного сырья. В процессе внеурочной трудовой деятельности учащиеся могут выполнять работы, начатые на уроке трудового обучения (слесарные, станочные, столярные и др.); изготовлять изделия, не предусмотренные программой по труду, но отвечающие интересам школьников и сформированным у них политехническим и профессиональным знаниям и умениям; овладевать навыками управления транспортной техникой (мопед, мотоцикл, машина, трактор, комбайн); конструировать и моделировать, создавать наглядные пособия, игрушки и т. п.; вести электромонтажные и радиотехнические работы; участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, моделировать и модернизировать малогабаритную сельскохозяйственную и другую технику, выполнять заказы для предприятий, расположенных в микрорайоне школы.
Неотъемлемой частью трудового воспитания должна быть деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, организацией спортивного комплекса, уходом за растениями и животными, декоративно-прикладными работами, приготовлением пищи и уходу за жилищем.
Вовлечение всех учащихся в общественно полезный и производительный труд, ознакомление их с содержанием и характером труда в сфере материального производства и обслуживания, формирование психолого-нравственной и практической готовности к труду. Решать эти задачи необходимо путем эффективного использования ресурсов шестого школьного дня.
Степень участия школьников в общественно полезном труде зависит от возраста и состояния здоровья учащихся, а также от требований школьной гигиены и безопасности труда.
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;
45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;
одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии: со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіх забараняецца прымяненне працы асоб маладзей васемнаццаці гадоў»; с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875); с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).
Также запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников; к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое). Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать возрастным возможностям учащихся [10].
К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья либо имеют ограничения (в соответствии с рекомендациями педиатра), либо освобождаются совсем. Очень важно, чтобы эти рекомендации отражались в листках здоровья классных журналов, а медицинский персонал школы осуществлял регулярный контроль за их выполнением. При организации общественно полезного труда необходимо стремиться избегать перегрузки учащихся и обеспечить безопасность их работы.
Следует отметить, что при организации трудовой деятельности учащихся необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами в сфере образования, здравоохранения, иных сфер.
Значимая роль в организации шестого школьного дня отводится занятиям техническим творчеством, которое является фундаментом подготовки будущих творческих кадров не только для производства, но и для науки.
Каждая школа самостоятельно определяет профиль кружковой работы с учащимися в области техники. При этом надо учитывать характер производственного окружения, наличие и уровень подготовки педагогических кадров, материально-технической базы учреждения образования, профиль предприятий-шефов, интересы учащихся. Школы не всегда располагают свободными учебными помещениями и оборудованием, необходимым для полноценной работы технических кружков. В таких случаях на их базе организуется начальная подготовка учащихся по профилю, а затем наиболее заинтересованные ребята продолжают свое обучение в технических кружках учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Важное звено трудового воспитания — профориентация школьников. Многообразие трудовых дел и занятий по интересам под руководством профессионально подготовленных специалистов позволяет выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, воспитать творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей. В трудовых делах развиваются общественно значимые мотивы выбора профессии, способность мобилизовать все свои силы.
Особую роль в осуществлении профессиональной ориентации учащихся в шестой школьный день играют специалисты социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования. Работа педагога-психолога и педагога социального должна включать следующие направления деятельности: профинформирование; диагностику (в идеале – помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей); коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности; оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков.
Важное место в трудовом воспитании, профориентации школьников занимают производственные экскурсии, которые помогут расширить кругозор детей, уточнить их интересы и профессиональные склонности, а также сформировать у обучающихся положительное отношение к труду взрослых. Создание и оформление школьных кабинетов (уголков) профориентации должно способствовать формированию трудовых потребностей, опыта, знаний и умений учащихся. В таких кабинетах проводятся факультативные занятия, лекции, беседы, консультации по выбору профессии. Здесь необходимо подобрать разнообразные материалы, монтажи, плакаты, альбомы, выставить лучшие работы участников конкурса о любимой профессии, стенды «Куда пойти учиться», «Куда пойти работать», рекомендательные списки литературы, организовать выставки «Все о профессиях». В оформленных школьных кабинетах профориентации целесообразно проводить читательские конференции с обзором новых книг о профессиях, обсуждать кинофильмы, спектакли и др. Одним из направлений профориентационной работы должно стать взаимодействие с учреждениями высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, центрами занятости, Республиканским центром профориентации молодежи.
Профессиональная ориентация и профессиональная диагностика учащихся должна осуществляться с использованием современных электронных диагностических программ. Так, на сайте Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи (http:/rcpom.еdu.by) регулярно размещаются материалы информационного и просветительского характера по профессиональной ориентации (дни открытых дверей, подготовительные курсы, рейтинги специальностей и др.), методические материалы и прочее. Специалистами центра разработан программный комплекс «Электронная профориентационная карта учащегося», который предназначен для проведения работы по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося на протяжении 5 лет, пакет компьютеризированных профдиагностических методик «Профиль» и интерактивное (on-line) справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии», а также электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов» и программно-информационный комплекс «Самоопределение».
В Год бережливости особенную значимость приобретает формирование у обучающихся системы социально-экономических знаний и умений творчески их применять при решении различных проблем, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность. Актуальной становится необходимость формирования конкурентоспособной личности школьника, которая благодаря своим качествам способна вступать в конкурентную борьбу и добиваться успеха в различных видах деятельности.
Целесообразно организовать работу по развитию предпринимательства в молодежной среде в тесном сотрудничестве с Советами по развитию предпринимательства при облисполкомах, Мингорисполкоме. Перечень услуг, оказываемых учащимися, может быть очень широк: дизайнерское оформление печатной рекламной продукции, изготовление сувениров, выращивание рассады цветочных и овощных культур, организация праздников для детей и др.
Особое внимание следует уделить преодолению стереотипа о том, что рабочие специальности – удел неуспешных выпускников школы. Высокотехнологичное оборудование, которое сегодня используется на наших предприятиях и в хозяйствах, предъявляет самые высокие профессиональные требования к людям, работающим на заводах и фабриках, в поле и на ферме. Эта работа уже скорее умственная, чем физическая, в комфортных условиях, с достойной оплатой труда. Сегодня об этом должны говорить с обучающимися не только педагогические работники, но и представители субъектов хозяйства страны. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности, хороший старт для профессионального роста и карьеры. Профориентационная работа должна стать обязательным направлением работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи и должна быть ориентирована на государственный заказ, осуществляться с учетом запросов современного рынка труда, востребованности профессий, потребностей выпускника.
3. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Взаимодействие с семьей.
Актуальным направлением воспитательной работы в шестой школьный день является проведение мероприятий, направленных на нравственно-правовое воспитание учащихся, предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних, взаимодействие с семьей.
В целях профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних особое внимание следует уделить обеспечению занятости и досуга в шестой день недели подростков с девиантным поведением: занятость данного контингента учащихся в кружках и объединениях по интересам, временное сезонное трудоустройство, местонахождение этих подростков в субботу, вовлечение их в деятельность кружков, клубов, общественных объединений, в разнообразные мероприятия воспитательной направленности, организация своевременной коррекционно-профилактической работы с ними специалистами СППС и др.
Спектр форм и методов нравственно-правового воспитания учащихся, используемый педагогами в шестой день, разнообразен: поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения игр по формированию законопослушного поведения, навыков безопасного поведения «Как поступить?», правовых тренингов, тренингов нравственного самосовершенствования «Сумей сказать нет», конкурсов проектов и т.д.. При этом следует уделять внимание созданию ситуаций, где учащиеся могли бы приобрести навыки правового поведения путем самостоятельного выбора и личной ответственности.
Профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в субботу особенно способствует развитие кружковой, клубной работы. Клубы «Юные друзья милиции», спасателей-пожарных, кружки ЮИД и др. призваны привлечь учащихся к общественно полезной деятельности, заинтересовать их, отвлечь от негативных факторов, приводящих к асоциальному поведению. Работа с учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании, посредством включения их в подростковые клубы, общественные организации, такие как «Альтернатива», «Совет справедливых», «Шанс» и др. позволит решить не только задачу занятости учащихся во внеурочное время, но и более эффективно осуществлять процесс гражданско-патриотического, нравственно-правового воспитания.
Свободный от уроков шестой день недели должен максимально использоваться для индивидуальной работы с такими учащимися. Это могут быть как занятия по преодолению отставания по тем или иным предметам, так системные коррекционно-реабилитационные мероприятия для детей и подростков с проблемами физического, психического, интеллектуального развития.
В этот день должна активизироваться работа с неблагополучными семьями по снижению факторов риска для детей, находящихся в социально опасном положении. В субботний день повышается вероятность застать дома родителей, к которым у педагогов имеются вопросы по проблемам семейного воспитания, учебы или поведения детей. Это возможность следует использовать, организуя посещение таких семей.
Важнейшим условием эффективности воспитательной работы учреждения образования в шестой школьный день является организация эффективного взаимодействия с семьей. В школах с успехом используются разнообразные виды совместной деятельности учащихся, учителей и родителей; получают свое развитие общественные инициативы родителей в форме клубов, советов, родительских конференций, бесед за «круглым столом», вечеров вопросов и ответов для родителей, родительских гостиных, творческих мастерских по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников и работников правоохранительных органов и др.; практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, туристических слетов, экскурсий; Интернет-марафонов, Интернет-конференций и Интернет-форумов для родителей.
4. Повышение роли учреждений дополнительного образования детей и молодежи в организации шестого школьного дня.
В современных условиях назрела необходимость повышения роли учреждений дополнительного образования детей и молодежи в организации шестого школьного дня. Дополнительное образование детей и молодежи должно существенно расширить воспитательные возможности школы, предоставив возможность каждому учащемуся в шестой школьный день активно проявить себя, свою инициативу в различных занятиях объединений по интересам, конкурсах, концертах и других мероприятиях.
При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня всем организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между учреждениями общего среднего образования и учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. Следует исключить дублирование объединений по интересам, организованных в данных учреждениях. Объединения по интересам должны активнее работать в субботу на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В сельских районах целесообразна организация на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональных центров по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ с обеспечением, в случае необходимости, подвоза обучающихся.
Формируя модель работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучать мнения педагогов школы, обучающихся и родителей. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей обучающихся целесообразно перед началом учебного года провести соответствующие социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования детей и молодежи, школ и жителей микрорайона (например, анкетирование «Твои ожидания в субботний «школьный день» и т.п.).
Результаты опросов и анализ социальной среды учреждения дополнительного образования детей и молодежи позволят увидеть потенциальные, не реализованные им возможности для более полного удовлетворения ожиданий школьников, родителей и педагогических запросов в шестой школьный день. К потенциальным возможностям учреждений дополнительного образования детей и молодежи можно отнести:
- определение творческих объединений, которые дают полноценный курс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки (изостудия, театр моды, школа юных парикмахеров, школа техников и т.д.);
- более широкое использование индивидуально-личностного подхода к организации образовательного процесса учреждения (внесение в учебный план больше часов индивидуальной работы, часов для мелкогрупповых занятий);
- создание сети профильных площадок (экологической, туристической, спортивной, технической, игровой, театральной, музыкальной), для детей-сирот и для детей из малообеспеченных семей и т.д.);
- открытие площадки общественно полезных дел (мелкий ремонт бытовой техники, мебели, школьных театральных костюмов и т.д.).
Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи играют Дни открытых дверей. Для многих родителей такие посещения являются не только знакомством с возможностями учреждений дополнительного образования, но и своеобразным открытием в плане повышения педагогических и психологических знаний, необходимых в общении и развитии ребенка в семье. Основные направления сотрудничества с родителями: информационно-просветительская, социально-психолого-педагогическая работа, совместное творчество.
СППС учреждений дополнительного образования детей и молодежи берут на себя одно из ведущих направлений в деятельности с родителями - широкое психолого-педагогическое просвещение. Методы и формы работы с родителями разнообразны: наблюдение, анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, индивидуальные консультации, семейное консультирование и т.д. В арсенале педагогов-психологов учреждений дополнительного образования - авторские программы по арттерапии, семейной психологии, валеологии, профилактике вредных привычек и т.д. Популярными являются семейные встречи на базе клубов по месту жительства: музыкальная гостиная «Лира», «Театральная гостиная», психолого-педагогическая гостиная «Доверие» и др.
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут обеспечить методическое сопровождение шестого дня, выступать центром, координирующим его организацию в регионе.
В целях совершенствования работы в шестой школьный день Министерство образования рекомендует обеспечить четкую организацию свободного времени детей и подростков – вовлечение учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях по интересам, обеспечить в полном объеме функционирование компьютерных классов и спортивной базы учреждений образования, расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образования в шестой школьный день, в том числе на платной основе.
В основе планирования работы учреждения образования в субботу должны быть результаты тщательного изучения потребностей и запросов участников образовательного процесса. Мероприятия шестого школьного дня должны быть включены в годовой план, в план работы классного руководителя, специалистов СППС и отражать направления работы в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования.
К планированию предлагаемых в субботу мероприятий, их организации и проведению необходимо привлекать самих обучающихся и их родителей, предоставлять им возможность проявлять инициативу, высказывать пожелания, вносить предложения. Совместное творчество в значительной мере может разнообразить работу в субботние дни, активизировать позицию самих детей и подростков.
В учреждениях образования должны быть оформлены информационные стенды «Шестой школьной день», на которых размещены планы работы, графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, дворцов и домов культуры; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, а также педагогов-психологов, педагогов социальных. Данная информация должна быть размещена также на сайтах учреждений образования, доводиться до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях. Рекомендуется создать рубрику «Шестой школьной день» на главной странице интернет-сайта учреждения образования и обеспечить систематическое обновление информации о проводимых мероприятиях. С целью сокращения документооборота рекомендуется как можно шире использовать сайты, локальные сети учреждений образования для размещения информации в электронном виде. Администрации школы необходимо наладить систему контроля за посещаемостью учащимися шестого школьного дня.
Эффективная практика организации работы учреждения общего среднего образования в шестой школьный день показала, что задача формирования его воспитательного пространства в субботу должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива при обязательном взаимодействии, сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, физкультуры и спорта, здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями социокультурной сферы, социальной защиты, общественными организациями и др.
В современных условиях учреждение общего среднего образования должно выступать в шестой школьный день как центр досуга – центр развития социальной и культурной жизни микрорайона, влияющий на культурно-образовательный уровень внешней среды через деятельность образовательных, досуговых, культурных, проектных, спортивных центров школы и выступающий как содружество педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров.
* При наличии в учреждении образования игрового зала, необходимого оборудования и учителя, имеющего специализацию «гандбол».
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день
Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования, является организационно-содержательное наполнение шестого школьного дня. С учетом современных тенденций возникла необходимость более эффективной организации работы в этот день недели учителей-предметников с учащимися и их родителями (законными представителями), а также организации взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день.
1. Мероприятия с учащимися в шестой школьный день по учебным предметам должны быть направлены на решение следующих задач:
– повышение интереса к учебному предмету;
– расширение и углубление знаний по учебному предмету;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей;
– развитие умений применять знания по учебному предмету на практике.
Формы организации работы с учащимися в шестой школьный день:
– факультативные занятия в IX-XI классах, направленные на расширение и углубление знаний по учебным предметам;
– факультативные занятия по допрофильной подготовке учащихся IX классов;
– занятия по подготовке учащихся к участию в конкурсах исследовательских работ (далее – научно-практические конференции), олимпиадах по учебным предметам, иных интеллектуальных мероприятиях;
– стимулирующие занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся;
– поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета;
– объединения по интересам по естественно-математическому, общественно-гуманитарному, эколого-биологическому и иным профилям;
–экскурсии предметной направленности.
Кроме того, в шестой школьный день рекомендуется использовать такие формы работы с учащимися, как конкурсы предметной направленности, диспуты, интеллектуальные турниры, игры, выставки (ярмарки) и иное.
Одна из наиболее эффективных форм занятий с учащимися в шестой школьный день – объединение по интересам (кружок). Организуя работу кружка, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся VII-IX классов в кружках естественно-математического профиля могут изучать свойства веществ, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др. В X-XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи. Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности размещены на портале Министерства образования (http://edu.gov.by / Система образования /Дополнительное образования детей и молодежи), а также на сайтах республиканских учреждений образования: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (www.nchtdm.com), Республиканский центр экологии и краеведения (www.eco.unibel.by), Республиканский центр инновационного и технического творчества (http://rcitt.by/).
Целесообразно обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-старшеклассники, в том числе обучающиеся в классах педагогической направленности, проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам.
Работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия Беларуси Министерством образования совместно с заинтересованными разработан перечень рекомендуемых для посещения учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на портале Министерства: http://edu.gov.by / Система образования / Идеологическая работа и воспитание / Информационно-аналитические и методические материалы).
Практика работы свидетельствует о продуктивности применения в шестой школьный день такой формы работы, как диспут. Диспут – это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы).
В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, учит их высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы.
Выставки (ярмарки) – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей (законных представителей). Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным учебным предметам или охватывать ряд учебных предметов. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д.
В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся и учителей по подготовке индивидуальных и коллективных проектов по учебным предметам. Например, изготовление учащимися простейших приборов и оборудования для проведения экспериментов, подготовка и выпуск школьных средств информации (стенные газеты, школьные журналы и др.), подготовка мультимедийных презентаций к учебным занятиям.
В шестой школьный день также рекомендуется проведение итоговых мероприятий предметных недель, научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов и др.
2. Особое место в деятельности учреждения образования занимает организация работы с родителями (законными представителями). Для повышения эффективности данной работы необходимо использовать возможности сайта учреждения общего среднего образования, где родители (законные представители) могут получать информацию о ходе образовательного процесса, проводимых мероприятиях, задавать вопросы, анализ которых позволит определить тематику индивидуальных и групповых консультаций в шестой школьный день.
На сайте, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.
К групповым формам взаимодействия в шестой школьный день относятся встречи учителей с родителями (законными представителями), дети которых испытывают типичные трудности в учебной деятельности, в межличностном общении, а также с родителями (законными представителями) высокомотивированных учащихся (при необходимости с привлечением педагога-психолога учреждения образования).
Индивидуальная работа (консультации) с родителями (законными представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и пожеланий.
При проведении консультаций следует обратить внимание родителей (законных представителей) на то, что они не должны заменять собой учителя и выполнять его функции. Консультации с учителями-предметниками прежде всего должны помочь родителям (законным представителям) получить представление о:
– специфике содержания учебного предмета;
– современных технологиях организации образовательного процесса по учебному предмету;
– требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений учащихся;
– нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету;
– успехах или затруднениях ребенка при изучении учебного предмета, путях ликвидации пробелов в знаниях;
– объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его выполнения;
– роли учебного предмета в развитии ребенка и его дальнейшем профессиональном самоопределении.
Совместная деятельность учителей-предметников и родителей (законных представителей) в значительной степени должна быть нацелена на формирование у учащихся «умения учиться». Консультации с родителями (законными представителями) целесообразно проводить по следующим вопросам:
– единые требования учителей и родителей (законных представителей) к соблюдению режима дня;
– организация рабочего места учащегося в домашних условиях;
– развитие читательского интереса учащихся и др.
При проведении консультаций учителя-предметники могут порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться к сайтам, содержание которых будет полезным как родителям (законным представителям), так и учащимся. К их числу относятся:
http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал;
http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси;
http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь;
http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры;
http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь;
http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы;
http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа;
http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў музеяў);
http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска;
http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”);
http://www.warmuseum.by – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны;
http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
На сайте ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by /Организация шестого школьного дня) в помощь учителям-предметникам размещены информационные материалы:
для работы с учащимися в шестой школьный день, которые включают описание форм работы с учащимися, а также рекомендации по организации работы по каждому учебному предмету;
для работы с родителями (законными представителями), которые включают информационные материалы по консультированию родителей (законных представителей), памятки и рекомендации для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей;
опыт работы учреждений общего среднего образования по организации шестого школьного дня, опыт работы учителей-методистов.
3. В целях повышения привлекательности профессионального образования, повышения имиджа рабочих профессий возрастает приоритет организации профориентационной работы, направленной на ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с системой профессионального образования, современным обликом рабочих профессий и специальностей, условиями обучения в учреждениях профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального образования (далее – УССО).
В планах работы УПТО и УССО должны быть определены даты проведения «профессиональных» суббот. Содержательное наполнение деятельности целесообразно отражать в плане воспитательной работы в шестой школьный день, в котором следует указывать название мероприятий, точное время, место проведения и ответственных лиц. План составляется ежемесячно и заранее размещается на информационных стендах и сайте учреждения образования (УПТО, УССО) для того, чтобы учащиеся учреждений общего среднего образования и их родители (законные представители) могли планировать свое участие в мероприятиях шестого дня.
Рекомендуем предусмотреть составление графиков посещения УПТО, УССО учащимися учреждений общего среднего образования, что позволит определить даты проведения «профессиональных» суббот.
В мероприятия шестого школьного дня для учащихся учреждений общего среднего образования, проводимых на базе УПТО и УССО, целесообразно включать мероприятия с использованием современных интерактивных форм работы:
– мастер-классы с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;
– профессиональные пробы с целью реализации возможности учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности, формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, осознанное отношение к профессии;
– встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства;
– семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.);
– конкурсы проектов (профориентационных газет, эссе, сочинений, слоганов) на темы «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям» и др.;
– экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профессионального образования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов;
– мероприятия с применением современных форм работы по повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Есть заказ на рабочий класс» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию – выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра («Аграрий», «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов («Профбум», «Мы вместе!»); профориентационных панорам «Выбираем профессию – выбираем будущее» «Трудовые династии») и др.;
– выступление агитационных бригад учащихся УПТО и УССО;
– работа консультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанным с профессиональным определением.
Повышению информированности учащихся, родителей (законных представителей), общественности о престиже рабочих профессий будет способствовать трехстороннее сотрудничество УПТО и УССО с учреждениями общего среднего образования и предприятиями, организациями-заказчиками кадров. Для реализации такого сотрудничества рекомендуем:
– дни ознакомительной практики для учащихся учреждений общего среднего образования в УПТО и УССО в целях ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, современными технологиями организации производства с предоставлением возможности пробы своих сил в различных отраслях экономики;
– открытые диалоги, дискуссии с участием лучших представителей производственной сферы, раскрывающие современный облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов;
– Дни профессии совместно с базовыми организациями, предприятиями (День машиностроителя; День строителя и т.д.), включающие мастер-классы, встречи с представителями профессий, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д.;
– позиционирование лучших практик профессионального образования и образцов профессиональной деятельности путем организации и участия в конкурсах профессионального мастерства на основе стандартов WorldSkills International;
– профессиональные клубы с привлечением представителей производственного сектора экономики, успешных выпускников, представителей трудовых династий, победителей конкурсов профессионального мастерства;
– конференции для родителей (законных представителей) для обсуждения вопросов значимости получения образования в УПТО и УССО для профессионального и жизненного самоопределения.
С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего среднего образования к вопросам выбора профессии также целесообразно организовывать в рамках шестого школьного дня выездные агитационные мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни профориентации», «Дни активного профориентирования»).
Профориентационные и иные мероприятия целесообразно проводить не только с учащимися выпускных классов, но и с учащимися VI-VIII классов.
В целях взаимодействия преподавателей и мастеров производственного обучения УПТО и УССО с учащимися учреждений общего среднего образования в шестой день может быть организовано проведение:
– научно-практических конференций (далее – конференция) и семинаров;
– мероприятий в рамках предметной недели.
К участию в конференциях могут привлекаться учащиеся X-XI классов учреждений общего среднего образования (с учетом обучения в профильных классах), учащиеся VIII-IX классов, педагогические работники.
Конференции организуются и проводятся в соответствии с Планом работы учреждения образования по согласованию с руководителями взаимодействующих учреждений общего среднего образования.
Семинары по учебным предметам профессионального компонента организовываются, как правило, на базе УПТО и УССО или организации-заказчике кадров. При проведении семинаров по учебным предметам общеобразовательного компонента можно использовать базы как учреждений профессионального образования, так и учреждений общего среднего образования.
В рамках предметной недели/декады могут проводиться:
– открытые уроки;
– мероприятия, в ходе которых получают освещение научно-исследовательские достижения преподавателей и учащихся по учебным предметам (мини-конференции, смотр-конкурсы рефератов и докладов, выставки исследовательских проектов, презентации проектных работ и т.д.);
– смотры знаний учащихся (публичные защиты рефератов, курсовых и творческих проектов, предметные олимпиады и т.д.);
– открытые внеклассные мероприятия (конкурсы профессионального мастерства, викторины, турниры, устные журналы, театрализованные представления, экскурсии и т.д.).